Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области 

"Школа-интернат для  слепых и слабовидящих детей"

Дата создания: 23 февраля 1938 года

Языки образования: русский

Адрес: 141069, Московская область, город Королев, микрорайон Первомайский, улица Кирова, дом 40/4

  Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!

 

Логопед

 

 

 

Логопед

Голикова Ольга Владимировна

   

 

 

Рекомендации  родителям

 

 По  мнению  Л.С.Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др., на  успешность обучения в школе  влияет   определённый  уровень личностного  развития, социально-психологическая готовность, уровень произвольности  познавательных  интересов, избирательности поведения, желание  самого  ребёнка  учиться, понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности  и совокупность знаний, умений   и   навыков,  речевое развитие, которые  он  получил  в  дошкольный  период.

Очень важно в период обучения в школе не только научить читать и писать, но и подготовить его  мыслительный аппарат, развить познавательные функции, сформировать представления о  предметах  и  явлениях  окружающего мира, пространственно-временные представления,  память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику, и    развить речь, чтобы он  умел  связно, логически и последовательно излагать свои мысли.

Таким образом, от родителей  требуется определенная психологическая готовность помочь своему  ребёнку. Следует помнить, что в  воспитании  и  обучении  ребёнка, ничего нельзя добиться одноразовым усилием. Только постоянная систематическая и последовательная работа сможет обеспечить высокие результаты.

 Необходимо подчеркнуть, что готовность  ребёнка к овладению  чтением и письмом предполагает сформированность речевых предпосылок: звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов.

Речь – это  сложный, многосторонний  психический  процесс, её    развитие  зависит  от  многих  факторов: наследственность,  состояние зрения, слуха,  артикуляционного аппарата и  т.д.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием  успешного  обучения его в школе. Работа над развитием речи включает следующие аспекты: пополнение  словаря, усвоение грамматического строя, обучению рассказыванию, постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

Огромное влияние  на формирование  грамотной, правильной речи ребёнка  оказывают  окружающие  его взрослые, расширяющие словарный запас и прививающие культуру речи.

         Итак, к  моменту  поступления  ребёнка  в  школу он  овладевает  правильным  звукопроизношением, имеет  достаточный словарный  запас для построения  различных  предложений, согласовывая  слова в роде, числе, падеже. Он   способен  пересказать  содержание  сказки, рассказа, описать    предмет, рассказать  о  пережитом  событии.

Но  дети  развиваются  по-разному  и  поэтому  у  некоторых  детей  речевое  развитие  идёт  не  так, как  хотелось  бы. Некоторые родители, замечая у ребёнка те или иные речевые недостатки, полагают, что со временем ребёнок научиться говорить правильно, поэтому особых тревог из-за этого не испытывают. Они не учитывают, что     аграмматизм в речи, неправильное  произношение  звуков, которое  некоторых   «умиляет»,  может  войти  в  привычку  и   исправить  его  в  более  старшем  возрасте  будет  труднее.

Речевые недостатки могут наблюдаться в различных сторонах речи: произносительной, фонематической, лексической, в грамматическом строе.

Причиной  недостатков  звукопроизношения  является   несовершенство  движений  органов  артикуляционного  аппарата, нарушение  его строения  (дефект строения челюстей, наличие  лишних зубов и т.д.),  несформированность  фонематических процессов, т.е. способности  воспринимать,  различать   и  узнавать  звуки  родного  языка. Они могут  проявляться  либо  в  отсутствии  тех  или  иных  звуков, например, «ыба» - вместо  «рыба», либо  в  их  искажениях, либо  в  заменах, например, «панка» - вместо «банка».  Это  обусловлено тем, что  артикуляционный  аппарат  ребёнка  ещё  не окреп  и  не  развился  в  достаточной  степени.

Для  предупреждения  подобных  ошибок  чрезвычайно  важно  развивать переключаемость органов артикуляционного аппарата (выполнять артикуляционные упражнения), развивать  интонационную выразительность речи, а также произносить слова четко, медленно, отхлопывая слоги в словах.

         Выявлены многие формы  речевой патологии, которые  требуют   выявления и   незамедлительного  лечения.

Выделяют   следующие   причины   речевых  нарушений:  тяжёлый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, родовая травма, асфиксия, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (вирусные, инфекционные, соматические), травмы головного мозга, неблагоприятные влияния окружающей среды (нарушения речи у родителей, психотравмирующие ситуации). Дефекты речи могут развиться в результате недостатка общения. Если с ребенком мало разговаривают, мало читают и  не выслушивают о его радостях и бедах каждый день, то ребенок может мало говорить или говорить плохо. Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут вызывать нарушения различных сторон речи. В случае серьезных нарушений речи необходима  помощь и логопеда, и психолога, и невропатолога.

Итак, причины отклонений от нормы бывают органическими (анатомо-физиологические нарушения механизма речи – укороченная подъязычная связка, открытый боковой прикус и т.д.)  и функциональными (при нормальном  физиологическом строении  речевых  механизмов  проявляются при нарушениях в соотношении процессов возбуждения и торможения в ЦНС).        

Тесный  контакт педагогов и родителей способствует становлению и  развитию личности  школьника, определяет общий успех коррекционного  обучения.

Взаимодействие педагогов  предполагает   диагностику возможностей и способностей школьников, реализацию программ преодоления трудностей в обучении  и  воспитании  с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

Успешность речевого развития  ученика обеспечивается слаженной работой всех специалистов, работающих в школе. Основные формы взаимодействия педагогов: педагогические советы, теоретические семинары, семинары-практикумы, междисциплинарные консультации и т.д.

Логопед информирует педагогов об особенностях речевого развития учащихся, даёт необходимые рекомендации для планирования и отбора содержания коррекционной работы. Воспитатели, психолог  и др.  сообщают  логопеду   об индивидуальных особенностях учеников, уровне тех умений и навыков, которые играют ключевую роль в процессе развития речи (моторика, просодика, психические процессы).

Родителям  стоит  уделять внимание развитию  мелкой  моторики  рук ребёнка(пальчиковая гимнастика, массаж  пальцев, лепка и т.д.), поскольку  центры, ответственные за  движения  рук  и  артикуляционные  движения,  находятся  рядом   друг  с  другом  в  коре  головного  мозга. Занимаясь  развитием  мелкой  моторики, мы  способствуем  улучшению  состояния  артикуляционной   моторики.

Улучшению  звукопроизношения, дикции  способствует  ясное, внятное произнесение  слов, предложений, чистоговорок,  потешек, скороговорок, рассказов, заучивание  загадок, стихотворений. Большое внимание следует уделять развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности  школьника.

 

Предлагаем рекомендации     родителям   для   работы  с детьми, имеющими  нарушения речи:

·         Ваша речь должна быть правильной, чёткой, внятной, грамотной, выразительной, интонированной, т.е. служить  образцом подражания  для   ребёнка;

·         Разговаривайте с ребенком спокойным, доброжелательным тоном;

·         Побуждайте ребёнка произносить слова с  чёткой артикуляцией звуков. Боритесь с «кашей во рту»  ребёнка;

·        Не ругайте ребёнка за речевые ошибки, а показываете, как надо правильно говорить;

·        Ваш ребенок узнает окружающий мир по вашим рассказам, но еще больше он узнает, принимая непосредственное участие в происходящем или прикасаясь к предметам, которые вы описываете;

·        Старайтесь  не  говорить за  ребёнка  и  не побуждайте говорить быстрее, иначе это может спровоцировать заикание;

·        Не желательно, когда вы будете вмешиваться в эмоциональные  рассуждения ребёнка, помогайте ему  выражать свои мысли, употребляя наиболее точные слова и выражения;

·        Занимаясь с ребенком, давайте задания ему в доступной форме;

·        Поощряйте  стремление  ребёнка задавать вопросы; Соблюдайте  режим  дня ребёнка (сон, прогулки, приём  пищи, учебная, игровая деятельность  и т.д.). Период  максимальной активности  ребёнка  - утренние  часы  и  время  после  дневного сна. Правильный  режим – залог нормального  развития  вашего  ребёнка.

·        Регулярно   посещайте школу, консультации  логопеда и родительские  собрания; 

·        Помните, что   для  ребёнка  сделано  недостаточно, если  не  сделано  всё.

·        Сравнивайте успехи вашего ребенка сегодня с успехами вчерашнего дня.

 

 

Таким образом, успех и эффективность коррекции недостатков развития речи школьника определяется активным   взаимодействием   и преемственностью    в работе педагогов  и  родителей   в целостном коррекционно-развивающем процессе. Это поможет школьнику бороться с трудностями, создаст благоприятные возможности для развития речи и психологический комфорт.

Желаем  всем  успехов!

 

 

Дата последнего обновления страницы 30.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»